Милиция и народ как единое целое
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась эта Победа нашим отцам и дедам, которые прошли сквозь тяжелейшие испытания, отстояв право людей на свободу.
Путь к Победе был длинным испытанием, она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских солдат на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла.
В своей книге «Таджики в зеркале истории» Лидер нации, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон отмечает, что "Наглядные уроки истории не только открывают перед нами картину прошлого, они также помогают осознать настоящее и будущее, и как справедливый судья указывают на достижения и промахи в длинной череде государственности таджиков».
Так, в годы Великой Отечественной войны посланцы таджикского народа, как и представители других советских республик, мужественно сражались против немецких оккупантов. Многие добровольно шли на фронт, с честью выполняя долг перед Родиной. Наравне с другими регионами республики, посланцы Горно-Бадахшанской Автономной области Таджикистана (далее – ГБАО) в годы войны в боях неоднократно проявляли героизм и мужество. В числе добровольцев, ушедших на фронт и до победного конца воевавших с немецкими захватчиками, освобождая Родину от фашизма, были и сотрудники органов милиции области – Гульзорхон Ермамадов, Джума Дустамбаев, М. Бердов, И.Мамадмуродов, Абдумамад Дустмамадов, Шокарим Каримов, Н.Шохмахмадов, Сафармамад Эльназаров.
Было бы уместно привести цитату из книги доктора юридических наук, Министра внутренних дел генерал-полковника милиции Рахимзода Рамазона Хамро, который справедливо отметил, что «В период Великой Отечественной войны (1941-1945) таджикская милиция отправила в различные регионы России, Беларуси, Украины, Прибалтики 381 человек из числа своих лучших оперативных кадров, имевших огромный опыт в борьбе с басмачеством. 1249 таджикских милиционеров героически воевали с фашистскими захватчиками, четверо из которых были удостоены высшего звания страны – Героя Советского Союза».
Тысячи мужественных таджикистанцев, в числе которых такие герои, как Ёрмамадов Гулзорхон добровольно ушли на фронт в 1941 году и до 1945 года сражались с фашистскими захватчиками.
Он начал войну рядовым, потом стал пулеметчиком 711-ого стрелкового полка в составе 215-ой стрелковой дивизии первого Белорусского фронта; 22 марта 1944 года на поле боя он получил тяжелое ранение и 3 мая 1944 г. был отправлен в госпиталь № 2650. После выздоровления с 15 мая 1945 по 15 мая 1946 г. обучался в военном училище. После победы над фашизмом Г.Ёрмамадов возвратился на Родину и продолжил честно служить своему народу. В 1957 году он был назначен начальником УВД ГБАО, где работал до 1962 г., а с 1962 по 1963 г. работал в должности начальника УВД г. Душанбе. В 1963 г. полковник Ёрмамадов Г. назначается начальником управления Исправительно-трудовых колоний МВД Таджикской ССР, где работал до 1973 года. За добросовестный труд был награжден орденом «Знак почета», более 18 медалями, двумя грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.
Джума Дустамбаев в годы войны принимал активное участие в боях за освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики и Польши. Кроме того, «…Д. Дустамбаев являлся одним из активных участников берлинской операции, за которую в последствии был награжден медалью «За взятие Берлина».
За проявленные мужество и героизм в разгроме врага был награжден более 15 боевыми орденами и медалями, среди которых орден "Красной звезды" и медаль "За отвагу". После Победы он вернулся в УВД ГБАО и продолжил службу в органах милиции, работая в должности начальника паспортного стола ОВД области.
Надо отметить, что военные годы были тяжелейшим испытанием для всего народа. Дни и ночи народ работал на фронт во имя победы, государственные органы перешли на жесткий график рабочего дня, но этого было недостаточно. Вся страна превратилась в боевой лагерь, народное хозяйство перешло на чрезвычайное положение, были приняты беспрецедентные оперативные меры по укреплению тыла, изменен характер и содержание работы всех государственных органов и учреждений. Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, на военные рельсы перестроили свою деятельность как органы милиции, так и другие правоохранительные органы.
Примером этому может служить тот факт, что 20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного Комиссариата госбезопасности СССР и Народного Комиссариата внутренних дел СССР в единый народный комиссариат внутренних дел СССР.
Это было сделано с целью того, чтобы сконцентрировать усилия органов силовых структур по борьбе с вражеской агентурой и преступностью, одновременно укрепить охрану общественного порядка и государственной безопасности по стране в целом. В связи с этими переменами, областная милиция Бадахшана также осуществила ряд организационных мер по перестройке деятельности оперативных и патрульных служб.
На время войны были отменены ежегодные очередные отпуска, организовано круглосуточное патрулирование нарядами пограничных отрядов и сотрудников милиции по охране Государственной границы. Перед сотрудниками уголовного розыска стояла важнейшая задача по оказанию помощи органам госбезопасности в выявлении вражеской агентуры, борьбе с дезертирством, с паникерами, распространителями провокационных слухов. Паспортная служба с военным комиссариатом области разработала план-мероприятие по вопросу мобилизации военнообязанных и допризывников, вела работу по поддержанию строгого паспортно-пограничного режима.
В эти годы на Памире органам милиции предстояло выполнять очень важную работу по совместному с пограничниками укреплению границы с целью предотвращения незаконного проникновения на территорию области со стороны Афганистана всевозможных диверсионных сил.
Это было сделано в силу того, что в то время немецкая разведка активизировала свою деятельность вдоль советско-афганской границы, опираясь при этом на эмигрантов из Средней Азии, и порой, небольшим группировкам диверсантов удавалось проникнуть вглубь Памира. В частности, с 8 на 9 сентября 1941 г. в районе Булункуль Мургабского района группа киргизских эмигрантов численностью в 14 человек перешла границу. В результате были убиты пограничники внутренних войск НКВД - младший помощник начальника отделения Урунбаев и красноармеец Дубовицкий. Забрав оружие, документы, обмундирование, группа ушла в Афганистан.
Та же группа повторно «14 сентября 1941 г. вновь перешла на территорию Таджикистана … и трое из бандитов были убиты, а остальные ушли за кордон, угнав с собой 68 голов колхозного скота… В данном инциденте был убит один пограничник. 16 сентября 1941 г. банда численностью в 35 человек пытались перейти на территорию Мургабского района, бой был ожесточенным и диверсанты отошли обратно».
Данные исторические факты свидетельствуют о том, что вдоль границы, особенно в первые годы войны, было неспокойно. Частое незаконное вторжение на территорию области встревожило как население, так и органы милиции и другие правоохранительные органы, особенно пограничников. Здесь необходимо отметить тот факт, что население Памира оказывало активную помощь органам милиции в борьбе с диверсионными шпионскими группами.
В целях предотвращения подрывной деятельности немецких разведчиков против Советской власти с использованием эмигрантов Средней Азии с территории Афганистана, Советское правительство решительно потребовало от Афганского правительства принятия соответствующих мер по прекращению антисоветской деятельности немецких разведчиков на территории Афганистана. После принятия соответствующих мер со стороны Афганского правительства, позиции германской разведки на советско-афганской границе несколько ослабились.
В годы Великой Отечественной войны в тылу по всей стране развернулось патриотическое движение по оказанию активной помощи фронту. В частности, в газете «Правда» был напечатан призыв трудящихся Таджикистана, в котором в частности, были такие слова: «…Мужественные сыны таджикского народа! Гоните гитлеровцев с советской земли…».
Население Памира, как и весь советский народ, поддерживало тесную связь с фронтом, отправляло помощь советским воинам, принимало активное участие в создании "Фонда обороны", который собирал средства на вооружение Красной Армии.
В годы войны управление милиции ГБАО возглавляли:
- Набатников И. (1940-1942 г.) – к сожалению, каких-либо архивных материалов о его служебной деятельности нами обнаружить не удалось.
- Самиев Садулло – родился в 1913 г. в семье крестьянина в кишлаке Гарм сельсовета Навдонак Гармского района Таджикской ССР. С 1930 по 1931 г. обучался в Советско-партийной школе поселка Гарм. С 1931 по 1935 г. работал в качестве переводчика ОГПУ поселка Гарм. С 1935 по 1943 г. он работал на различных должностях НКВД по Гармскому району. С 1943 по 1945 г. Садулло Самиев работал в должности начальника областной милиции УВД НКВД ГБАО Таджикской ССР., а потом с 1945 по 1959 г. работал в должности заместителя Министра МВД Таджикской ССР.
- Жуков Федор Данилович - родился в 1907 г. в семье крестьянина в поселке Мирино Пристенского района Курской губернии. В НКВД Таджикской ССР свою деятельность начал с 25 декабря 1932 г. в качестве секретаря специального отдела НКВД Таджикской ССР. В период с 1933 по 1945 г. работал на различных должностях НКВД в гг. Сталинабад (ныне – Душанбе), Куляб, Ленинабад (ныне Ходжент) и в Хороге. В период с 1945 по 1947 г. работал в должности начальника УВД НКВД ГБАО Таджикской ССР.
Под руководством перечисленных выше лиц, сотрудники милиции области обеспечивали охрану общественного порядка, создавали благоприятные условия для бесперебойной работы на благо Родины и оказанию помощи фронту. «Только за первые три военных месяца, трудящиеся Шугнанского района внесли в фонд обороны 16 166 рублей наличными и 105 382 рублей госзаймов; колхозники Ванджского района в первое военное полугодие отчислили в фонд обороны 123 165 рублей наличными и 146 576 рублей облигациями госзаймов. Ими же было сдано 903 кг.пшеницы, 179 кг. ячменя и 275 кг. бобовых. Не остались равнодушными трудящиеся ГБАО к воинам-фронтовикам. Женщины Памира вязали для них джурабы (шерстяные теплые носки из цветных ниток), варежки, шили ватники, халаты, брюки; к 1 апреля 1942 г. в области было собрано валенок – 128 пар, перчаток – 1316 пар, джурабов – 3564 пар, шапок-ушанок – 611 штук, брюк ватных – 318, фуфаек– 17, курток ватных – 131, помутков – 49, шерсти – 825 кг. К 1 января 1943 г. было внесено в фонд обороны страны наличными 1 237 746 рублей, облигациями госзаймов – 2 230 тысяч рублей, на строительство танковой колонны "Комсомолец Таджикистана" трудящиеся области внесли 111 048 рублей наличными и 157 тысяч облигациями госзаймов.
В рапорте ЦК ВКП от трудящихся ГБАО в январе 1943 г. говорилось, что "Трудящиеся Памира, горячо любя, как и весь советский народ, свою Родину, свою героическую Красную Армию, внесли в фонд обороны 1 237 746 рублей, кроме того, собрали на строительство вооружения 311143 рубля. Горя желанием быстрее разгромить ненавистного врага, колхозники Памира по собственной инициативе в трудных высокогорных условиях добыли и передали для нужд промышленности несколько десятков тонн ценного оборонного сырья».
В ответной телеграмме председателя Госкомитета обороны СССР И.В. Сталина было сказано: "Передайте трудящимся ГБАО, внесшим в фонд обороны Союза 1 237 746 рублей и строительство танков 311 146 рублей, собиравшим сырье для промышленности, мой братский привет и благодарность Красной Армии".
Милиция внесла достойный вклад в общее дело победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Участвуя в боях и неся службу в тылу, сотрудники милиции своими подвигами и героизмом воспитывали молодое поколение в духе верности присяге и своей Родине. В те тяжелые военные и послевоенные годы многие сотрудники милиции области, которые несли службу в тылу, проявили стойкость и мужество и были за это представлены к государственным наградам.
Сотрудники ОВД Дарвоза в послевоенные годы
В частности, за вклад в оказание помощи фронту, за самоотверженный труд, за мужество и героизм при выполнении служебного долга по охране общественного порядка в тылу, Указом Президиума Верховного Совета СССР Абдуламид Давлатшоев был награжден орденом "Красной Звезды", медалью "За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", а также удостоен звания "Заслуженный чекист СССР". Махмадмурод Саидахмедов был награжден орденами "Красной Звезды", "Трудового Красного знамени" и медалью "За боевые заслуги", Почетной грамотой Верховного Совета Таджикской ССР (1941 г.).
Абдол Назарбеков награждён орденами "Красной Звезды" (1946 г.), "Красного знамени" и медалью "За победу над Германией в годы ВОВ 1941-1945 гг..
Парпишо Джалолиев награждён орденом "Красной Звезды".
Навруз Назармахмадов награждён орденом "Красной Звезды".
Насратшо Нагзибеков награждён орденом "Красной Звезды".
Дмитрий Антонович Мансуров награждён орденами "Трудового Красного Знамени", "Красной Звезды" и медалью "За победу над Германией" (работал в должности начальника УВД).
Садулло Самиев награждён Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР" и орденом "Знак Почета " (1943 г.)
Федор Данилович Жуков награждён медалью "За боевые заслуги" (1943 г.) и двумя орденами "Красной Звезды" (12 мая и 18 августа 1945 г.).
Ахмаджон Насибов награждён орденом "Красной Звезды" (1945 г.).
Акбар Умаров награжден орденом "Красной Звезды", "Знак Почета", Грамотой Президиума Верховного Совета Таджикской ССР".
Гулзорхон Ёрмамадов награждён орденом "Знака Почета".
Булус Раджабов награждён орденами "Красной Звезды" и "Знак Почета".
Муборакшо Саркоров награждён орденом "Знак Почета".
Изучение истории деятельности органов внутренних дел имеет большое значение, поскольку органы милиции являются важнейшим инструментом в руках государства при решении задач по обеспечению и укреплению правопорядка и законности в обществе.
История таджикской милиции - это неотъемлемая часть истории таджикского народа. И милиция во все времена вместе с народом разделяла его судьбу. Она играла и будет играть важную роль в жизни государства и общества в целом.
По нашему глубокому убеждению, уроки Великой Отечественной учат нас сплоченности и единению. Только вместе, объединив усилия всего нашего многоликого сообщества, мы сможем эффективно противостоять дискриминации, национальной и религиозной нетерпимости, любым попыткам реабилитации человеконенавистнических идей сегодня. Это наш долг перед героями-победителями.
Имомёрбеков Атобек, начальник кафедры теории управления деятельности правоохранительных органов факультета № 1 Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат исторических наук, генерал-майор милиции.